Особенности антисемитизма в бывшем СССР: предварительные общие замечания
рус   |   eng
Найти
Вход   Регистрация
Помощь |  RSS |  Подписка
О Конгрессе Новости Конгресса Читальный зал
    Еврейские новости Деятельность Аналитика
      Лидеры
      Мониторинг ксенофобии
      Контакты
        Статистика жертв расистских нападений в Украине (2006–2013) | Мониторинг ксенофобии — 2012 | Антисемитизм на постсоветском пространстве: краткий обзор (2009–2010 гг.) | Мониторинг ксенофобии — 2011 | Мониторинг ксенофобии — 2010 | Мониторинг ксенофобии — 2009 | Мониторинг ксенофобии — 2008 | Отдельные материалы | Мониторинг ксенофобии – 2013

        Особенности антисемитизма в бывшем СССР: предварительные общие замечания

        Проявления антисемитизма на постсоветском пространстве имеют ряд значительных отличий от ситуации как на западе, так и на востоке. Если, упрощая, попробовать охарактеризовать ситуацию в целом, то можно сказать, что антисемитизм в странах региона носит традиционный, несколько архаический и рудиментарный характер, сохраняясь скорее в виде негативных стереотипов массового сознания (иногда – религиозных, иногда – унаследованных от советской пропаганды) на бытовом уровне, чем в виде гибкой, умело приспосабливающейся к изменяющимся реалиям идеологии, обладающей значительным мобилизационным потенциалом. К сожалению, как известно, в последние десять лет ложно понимаемая солидарность с палестинскими мусульманами стараниями исламистов становится идеологическим базисом для радикальной антисемитской пропаганды или даже криминальной деятельности для части населения некоторых мусульманских стран, а также для многих представителей народов, исповедующих ислам, в диаспоре по всему миру. Однако антиизраильская риторика не мобилизует так же эффективно постсоветских мусульман, в силу ряда причин, в частности, вследствие различия в менталитете постсоветских мусульман и их ближневосточных и западных единоверцев, а также из-за отсутствия сколько-нибудь значимого числа выходцев из Ближнего Востока в постсоветской умме. Левый и лево-либеральный антисионизм (часто неотделимый от т.н. «нового антисемитизма»), широко распространившийся в последние годы среди интеллектуальной элиты западных стран, так и не приобрел заметного влияния среди постсоветской молодежи и интеллигенции.
        Таким образом, в качестве минимально необходимого предварительного замечания, можно констатировать, что в целом постсоветский антисемитизм сохранил свою уникальность, не «втянувшись» полноценно ни в контекст европейского «нового антисемитизма» (в случае европейских республик бывшего СССР), ни в зону притяжения антиеврейской риторики, свойственно исламско-фундаменталистским соседям (в случае новых государств с преимущественно мусульманским населением).
        Этот фактор обусловил устойчивость стран бывшего СССР к волнам проявлений «нового антисемитизма», которые захлестывают мир начиная с «интифады аль-Акса» осени 2000 года и заканчивая реакцией на события вокруг т.н. «Флотилии свбоды» в мае 2010 г. (см. посвященный этому специальный обзор).
        В отличие от многих западных (восточных, впрочем, тоже) стран, в постсоветских государствах общество (и элиты, и большинство населения) скорее симпатизируют Израилю и склонны поддерживать его в конфликте с исламскими радикалами. Во-первых, антиизраильские стереотипы часто воспринимаются как признак коммунистических взглядов, устаревших и дискредитированных в глазах большинства населения. Антисионизм вызывает отторжение как пережиток советской внешней политики и пропаганды. Молодое поколение в массе своей не придерживается левых взглядов, и некоторые явления, заметные во многих странах Запада (широкое распространение интеллектуального антисемитизма в студенческих городках, антиизраильские лозунги в ходе молодежных антиглобалистских выступлений и т.п.), отсутствуют. Во-вторых, более миллиона репатриантов, выехавших в Израиль из бывшего Советского Союза, в значительной части – интеллигенция и высококвалифицированные специалисты, поддерживают контакты со своими друзьями и коллегами в «странах Исхода», что обуславливает распределение симпатий, например, в средствах массовой информации при освещении арабо-израильского конфликта. Этот фактор приобретает все большее значение в связи с широким распространением Интернета и новых технологий передачи информации. Наконец, как уже было сказано, не столь многочисленны и влиятельны, как на Западе, группы выходцев из арабских стран и в первую очередь, собственно из Палестины. Мусульманское население постсоветского пространства – не арабы, а тюрки, представители северокавказских этносов и таджики, поэтому механизмы панарабской солидарности на этом пространстве не работают (хотя панисламская солидарность имеет место, религиозная форма солидарности в современном секуляризованном мире обладает гораздо более сильным мобилизующим эффектом, нежели языковая и этническая).
        Однако следует отметить, что в будущем ситуация может измениться. В некоторых постсоветских странах внешнеполитический контекст стимулирует развитие антиизраильских тенденций. Поиск моделей внешнеполитической реализации интересов постсоветских стран в последние годы все больше ведет некоторые постоветские страны к союзу с откровенными противниками Израиля, в первую очередь – с Ираном, а также с некоторыми другими (от Венесуэлы до псевдогосударственного режима ХАМАСа в Газе). Эта тенденция проявляется как в некоторых европейских странах бывшего СССР, так и в государствах с преимущественно мусульманским населением.. В сочетании с внутренними процессами – «лайт-стайл» советской реставрации в России и постепенной интеграцией в мировое мусульманское информационное и культурное пространство для исламских стран – эта тенденция носит весьма серьезный характер.
        Кроме того, следует отметить, что во многих постсоветских странах усиление авторитарных тенденций во внутренней политике ведет к подавлению любой оппозиционной активности, в том числе праворадикальной (ультра-националистической и религиозно-фундаменталистской), что приводит к снижению объемов антисемитской пропаганды и количества фиксируемых актов антисемитизма. Однако в случае дестабилизации обстановки в стране активность антисемитов снова возрастает. По крайней мере отчасти об опасности подобных тенденций свидетельствуют события последнего года в Молдове и, в особенности, в Кыргызстане. Есть основания подозревать, что антисемитские инциденты могут произойти также в Азербайджане и Узбекистане в случае ослабления авторитарных режимов в этих странах, до сих пор жестко подавлявших исламистскую оппозицию.
         
         
        Начал работу сайт «Евреи Евразии»
        06.02.2018
        В Киеве будет прочитан курс по ивритоязычной поэзии
        06.02.2018, Образование
        Всемирный еврейский конгресс призвал запретить проведение в Болгарии «Лукова марша»
        06.02.2018, Холокост
        Ужасы Аушвица и спасение евреев дипломатами показаны в двух выставках в Софии
        06.02.2018, Холокост
        В результате атаки в Ариэле убит израильтянин
        06.02.2018, Антисемитизм
        В НаУКМА состоится презентация еврейского номера журнала «The Odessa Review»
        05.02.2018, История
        Звания Спаситель евреев удостоен итальянец, спасавший еврейских беженцев
        05.02.2018, Холокост
        Глава МИД Германии напомнил об ответственности немцев за Холокост
        05.02.2018, Холокост
        В Бельгии арестован водитель, пытавшийся задавить хасида и его сына
        05.02.2018, Антисемитизм
        Археологи нашли византийские бассейны в окрестностях Иерусалима
        05.02.2018, История
        Все новости rss